Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Константин Бронзит: «Я обречен быть аниматором». Известный режиссер и сценарист приедет в Мурманск

Константин Бронзит: «Я обречен быть аниматором». Известный режиссер и сценарист приедет в Мурманск

Под крыло к «Пилоту»

Художественные и документальные фильмы про Мурманскую область уже снимали. Да и различные уголки Кольского полуострова не раз становились декорациями для съемок. Как знать, может, в ближайшее время мы увидим родные северные просторы в анимационной ленте?

Звучит довольно смело, но предпосылки для этого есть. На следующей неделе в заполярную столицу приедет известный в России и за рубежом мультипликатор Константин Бронзит. Режиссер и сценарист станет специальным гостем III Международного форума «Креативные индустрии Арктического региона». Его организаторами выступают два университета — наш арктический и московский педагогический имени Герцена — при поддержке правительства Мурманской области.

Мы созвонились с мультипликатором и поговорили о современном анимационном кино вообще и о его работах в частности.

— Константин Эдуардович, вы станете одним из спикеров дискуссионной площадки «КиноАрктика. Искусство+Индустрия или Индустрия VS Искусство». О чем расскажете слушателям?

— На форум я привезу программу петербургского анимационного кино. Расскажу чуть-чуть о том, что такое современное анимационное авторское кино. Подозреваю, многие об этом не знают, вне зависимости от того, живут они в столице или другом городе. Мы выросли из мультипликации и считаем, что этот контент исключительно для детей. Однако это не так. Вот я и хочу рассказать и показать, насколько разнообразен мир анимационных фильмов. Так можно вкратце определить тезис моего выступления. Кроме теории будет и киноподборка. Надеюсь, многое из того, что присутствующие услышат и увидят на дискуссионной площадке, станет неожиданностью.

Творцов — единицы

— В своих интервью вы говорили, что сами не выбирали профессию, вас практически «запрограммировали». Но ведь каким-то образом вы очутились в студии «Леннаучфильм». Как это произошло?

— Окончив школу, я осознал, что хочу работать на киностудии, меня туда тянуло. Начал искать возможности и нашел. Художественной мультипликации в Петербурге отродясь не было. Но был цех — технический, вспомогательный, для создания научно-популярных фильмов. Туда я и пришел, чтобы направить свои стопы в желаемом направлении. Сразу хотел не просто как аниматор двигать персонажей, а делать кино «от» и «до», придумывать их. То есть быть режиссером. И как только попал в цех мультипликации киностудии «Леннаучфильм» на вакантное место кладовщика, сразу кинулся рисовать свой первый фильм.

Потом, по счастью, в стране произошли перемены. В Петербурге появились частные студии, в том числе и две крупнейшие в стране: «Санкт-Петербург» и «Мельница», которые работают до сих пор. Сначала я попал под крыло Саши Татарского на студию «Пилот», которая тогда была авангардом российской мультипликации, сделал несколько фильмов, ну а позже перешел на «Мельницу». В каком-то смысле я забурлил этот процесс, поскольку первым стал заниматься авторским анимационным кино.

— А как сейчас обстоят дела с мультипликаторами?

— На самом деле авторов не так много, всего три-четыре человека, о которых имеет смысл говорить. Да, в наше время мир полон возможностей, технологии помогают создавать. Очень большое количество людей делают фильмы в телефоне, буквально сидя на диване. Но ведь мы говорим о другом — об уровне и качестве. И вот тогда львиная доля отсеивается, остаются творцы, а их — единицы. И хотя в Петербурге находятся крупнейшие студии, заметных личностей больше в Москве.

— Больше года вы жили и работали во Франции. Как оцените зарубежный опыт, он вам что-то дал?

— Ровным счетом ничего. Я поехал во Францию, чтобы выполнять конкретные задачи, делал свой фильм «На краю земли». Закончив, вернулся в Россию. Почему работал за рубежом? Все просто: в нашей стране не нашел денег на создание, а французы дали. Обычная история, как получилось и у Саши Петрова, который уехал в Канаду делать «Старика и море».

Космос как одиночество

— Вы являетесь автором двух фильмов со схожими названиями. Первый «Мы не можем жить без космоса», созданный в 2014 году, номинировался на «Оскар». Второй — «Он не может жить без космоса» — вы закончили в этом году. Но ведь тема космоса не является в них основной?

— Конечно, нет. В первом я рассказал об одиночестве, во втором — о предназначении человека, его судьбе. Космос — это просто среда, в которой происходит история, на этом материале я раскрываю волнующую меня тему. Есть ощущение, что каждый человек чувствует себя одиноким, и даже если сейчас вы думаете иначе, то в определенных обстоятельствах почувствуете это. Мы обречены на одиночество. Помните известную цитату: «Человек рождается один и умирает один». Мною эта тема очень остро ощущается, поэтому, наверное, и создаю подобные фильмы. А космос — бэкграунд, где, как не на фоне бесконечного черного пустого космического пространства, раскрывать тему одиночества? Они как будто рождены друг для друга.

— Если космос — черное пустое пространство, то Арктика — бесконечное белое. Может быть, наши северные просторы вдохновят вас на создание следующего фильма? Станут декорациями или подадут идею для другого направления.

— Может быть. С точки зрения визуализации, да, тут — белое, там — черное. Но понимаете, методика моей работы не позволяет прогнозировать. Я не рыскаю в поисках материала: запал уже немного ушел, нет столько энергии, как в молодости. Хотя прийти в голову может что угодно. Неправильно думать, что режиссер сидит и думает, что и как сделать. Повторюсь, я не гоняюсь за идеями, не стремлюсь создать кино, но однажды шарахает и начинает мучить так, что нет другого пути, кроме как воплотить. Мыслей приходит много, но далеко не каждая захватывает. Если родится идея, основанная на арктическом бэкграунде, буду вынужден делать это кино.

— Вы говорите как заложник — «вынужден».

— Это действительно так. Я заложник, рожден быть мультипликатором, это мое предназначение. В каком-то смысле фильм «Он не может жить без космоса» автобиографичен. Просто профессия мультипликатора внешне скучная: мы часами сидим за столом и рисуем на компьютере. А кино должно быть визуально пластично и эффектно.

 К слову, мультфильмы, как правило, непродолжительные по времени. Сколько уходит на создание?

— Это «долгострой», три-четыре года. А на выходе получается 15-минутное кино. В жизни случается разное, бывает, что работаю над одним фильмом, а иногда и параллельно над двумя. Так произошло, например, с последним, пришлось его создавать вместе с очередной серией «Три богатыря и наследница престола». Да, было сложно, делил себя пополам, но существует профессиональный тумблер, который позволяет решить многозадачность: включаешь одну кнопку и выключаешь другую. Это нормальная система, многие режиссеры так делают, ничего сверхвыдающегося в этом нет, нужно просто четко понимать стоящие перед тобой задачи.

Справка «МВ»

Константин Бронзит родился 12 апреля 1965 года в Ленинграде.

В 1983-м окончил художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Работал художником-аниматором на студии «Леннаучфильм».

В 1992 году окончил факультет дизайна Санкт-Петербургского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной, в 1995-м — отделение режиссуры анимационного кино на Высших режиссерских курсах при ВГИКе (мастерская Федора Хитрука).

В 1993-1995 годах работал сценаристом, режиссером и аниматором на студии «Пилот».

В 1996-1999 годах работал на петербургской студии «Позитив-ТВ».

В 1998-м жил и работал во Франции — студия «Фолимаж», мультфильм «На краю земли».

С 1999 года — на студии анимационного кино «Мельница» (Санкт-Петербург), где в качестве главного консультанта и художественного руководителя принимал участие в работе над полнометражными анимационными проектами «Приключения в Изумрудном городе» и «Карлик Нос».

В 2004-м как режиссер осуществил постановку полнометражного анимационного фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

В 2005-м — режиссер мультфильма «Кот и лиса» из цикла «Гора самоцветов».

В 2007 году — режиссер мультфильма «Уборная история — любовная история», за него в 2009-м был номинирован на премию «Оскар».

2014 году — режиссер мультфильма «Мы не можем жить без космоса», за который в 2016-м также был номинирован на «Оскар».

Помимо мультипликационных работ Константин Бронзит известен как художник-карикатурист. Он завоевал призы «Серебряный карандаш» на международном конкурсе «Сатирикон» в Легнице (Польша), «Серебряная башня» и другие.

Поделитесь ссылкой